Особенности проведения мандибулярной анестезии у детей
Никифоров П. В. Научный руководитель асс. Олейникова Н. М.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Саратовский государственный медицинский университет им. И В. Разумовского Минздрава России Департамент детской стоматологии и ортодонтии
Резюме
Местная анестезия является основным методом обезболивания, используемым в амбулаторной детской стоматологической помощи. Выбор метода местной анестезии при лечении и удалении зубов, операциях вне и внутри полости рта определяется не только характером конкретной патологии, но и особенностями психоэмоционального состояния и возрастом больного ребенок. Знание особенностей мандибулярной анестезии важно при планировании мероприятий по оказанию неотложной помощи в неотложных состояниях и при лечении хирургической патологии у детей.
Ключевые слова
Статья
Для мотивации детей к своевременному лечению зубов необходимо, чтобы все вмешательства в стоматологическом кресле были минимально болезненными. Этого можно добиться только при качественной анестезии. В детской стоматологической практике из всех видов анестезии наиболее часто применяют инфильтрационную, нижнечелюстную, торусальную и небную. На нижней челюсти часто применяют нижнечелюстную анестезию, при которой разъединяют нижнеальвеолярный и язычный нервы. Областью анестезии являются: слизистая оболочка и надкостница альвеолярного отростка язычной стороны посередине челюсти; передние 2/3 языка; половина нижней губы; все зубы соответствующей половины нижней челюсти: слизистая оболочка и надкостница на щечной стороне альвеолярного отростка, кроме области возле моляров, что требует дополнительной инфильтрационной анестезии, так как эта область иннервируется щечным нервом. Фигура 1.
Знание особенностей мандибулярной анестезии важно при планировании неотложной помощи в экстренных ситуациях и при лечении хирургической патологии у детей, поэтому при ее проведении необходимо знать следующие ориентиры: особенности: расположение костного язычка и нижнечелюстного отверстия на медиальной поверхности нижней ветви нижней челюсти. Имеются анатомические различия в размерах и пропорциях костей челюстно-лицевой области у детей, что необходимо учитывать при проведении анестезии.
У ребенка 3-5 лет язычок нижней челюсти располагается примерно на уровне окклюзионной поверхности зубов, с возрастом положение язычка изменяется вверх и назад относительно окклюзионной плоскости, а уже у подростка 15-16 лет располагается примерно на 1 см выше (как у взрослого), поэтому при анестезии иглу вводят не на 1 см выше жевательной поверхности нижних коренных зубов, как у взрослых, а на уровне жевательной поверхности этих зубов и ниже, чем младше ребенок.
Ветвь нижней челюсти у детей 3-5 лет вдвое уже, чем у взрослого, объем крылонижнечелюстного пространства в детском возрасте меньше, чем у взрослых, поэтому нижнечелюстной, язычный и щечный нервы располагаются ближе друг к другу. Другие. Угол нижней челюсти у младенца составляет 140º-145º, в связи с чем само нижнечелюстное отверстие расположено ниже, находясь в одной плоскости с жевательной поверхностью нижних коренных зубов. С возрастом происходит уменьшение угла нижней челюсти за счет прорезывания постоянных зубов, в том числе и зуба мудрости. У детей дошкольного возраста игла проникает в мягкие ткани на 10-15 мм (у взрослых на 15-25 мм). Поэтому детей обезболивают короткой иглой.
По мере роста верхней челюсти изменение расположения нижнечелюстного отверстия имеет следующие закономерности Рис.2. У детей 3-5 лет он располагается на 1-2 мм ниже жевательной поверхности зубов нижней челюсти, а у детей старше 6-8 лет – на уровне жевательной поверхности этих зубов. 9-11 лет – на 3-5 мм выше уровня жевательной поверхности этих зубов, 12 лет и старше – как и у взрослых – на 1 см выше уровня жевательной поверхности этих зубов.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что мандибулярная анестезия в разном возрасте проводится с учетом анатомических особенностей строения челюстей, незнание которых может привести к некачественной анестезии и, как следствие, к более болезненному выполнению процедур те же необходимые манипуляции. В результате у маленького пациента остается негативная память о стоматологическом приеме и нежелание наблюдаться и лечиться в дальнейшем, что приводит к более частому возникновению запущенных заболеваний.
Литература
1. Детская анестезиология Блэк Э., Макьюэн А. М., «Практика», 2007.
2. Ю. А. Кононенко, Н. М. Рожко, Г. П. Рузин “Местная анестезия в амбулаторной стоматологии” Книга плюс.2008 г
3. Рабинович С. А. Современные технологии местной анестезии в стоматологии. – М.: ВУНМЦ Минздрава РФ, 2000.
4. Васманова Е. В., Анисимова Е. Н. Особенности местной анестезии у детей. Современная стоматология 1997 г
5. Терехова Т. Н. [и др.] Анестезия в детской амбулаторной стоматологической практике: положение учеб пособие. Минск: БГМУ, 2003. 36 с.
6. Егоров, П. М. Местная анестезия в стоматологии / П. М. Егоров. Москва: Медицина, 1985. 160 с.
7. Зорян, Е. В. Основные направления профилактики и устранения болевого синдрома в амбулаторной стоматологии / Е. В. Зорян, С. А. Рабинович // Российская стоматология. 2008. № 1. С. 22–28.
8. Бизяев А. Ф. [и др.] Анестезия в стоматологической поликлинике. М.: Медкнига, 2002. 140 с.
Рисунки
Схематическое изображение зон действия регионарной анестезии у детей. S – подслизистый, M – нижнечелюстной.
пн. 15:00-20:00
чт. 09:00-12:00
ГБУЗ ЦЛО ДЗМ Аптечный пункт № 40-3
"Горячая линия" ГП №19: 8 (977) 851-57-76
109451, г. Москва, ул. Верхние поля, д. 34, корп. 4