В личном анамнезе болезни нервной системы и органов чувств (Z86.6)
Код Z86.6 «О личном анамнезе болезней нервной системы и органов чувств» — входит в буквенно-цифровую кодовую систему Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем Десятого пересмотра (МКБ-10).
Код Z86.6 относится к кодовой группе Z86 «Некоторые другие заболевания в личном анамнезе». Эта группа находится в кодовом блоке Z80-Z99 «Потенциальная опасность для здоровья, связанная с личным или семейным анамнезом и определенными обстоятельствами, влияющими на здоровье». Этот блок входит в класс XXI «Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и посещаемость лечебно-профилактических учреждений».
МКБ 10 (Международная классификация болезней). Информация на сайте Medum. ru носит справочный характер. Информация, размещенная на сайте Medum. ru, не предназначена для замены профессиональной медицинской консультации, диагностики или лечения. Обязательно проконсультируйтесь с медицинскими работниками.
Medum. ru – МКБ-10 (Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем). Информация о кодах МКБ 10, расшифровка и классификация. Обзоры, мнения, вопросы и ответы, а также другие полезные разделы и сервисы.
В личном анамнезе болезни нервной системы и органов чувств
Беседа с родителями при неврологических болезнях у ребенка. Неврологический анамнез
Неврологическое обследование проводится для оценки ЦНС с помощью подробного анамнеза и физического осмотра, а также для определения местоположения (и этиологии) травмы. Сбор анамнеза является важнейшей составляющей обследования ребенка с неврологическими нарушениями. При сборе анамнеза важно тщательно фиксировать в хронологическом порядке появление симптомов, описывать их частоту, продолжительность и другие особенности. Большинство детей старше 3-4 лет могут помочь врачу в сборе анамнеза, особенно в отношении фактов, связанных с настоящим заболеванием.
Необходима информация о функциональном состоянии всех систем органов и их взаимодействии, так как дисфункция нервной системы вначале может проявляться клиническими симптомами, свидетельствующими о поражении других органов (например, рвота, боли, запоры, нарушение мочеиспускания и др.). Подробный анамнез позволяет предположить, что рвота у ребенка связана с повышением ВЧД, что локализованная боль за глазным яблоком может возникать во время приступа мигрени или быть симптомом рассеянного склероза, а запоры и выделение капель мочи – проявлением опухоли спинного мозга.
Очень важно начать с краткого описания основных жалоб в контексте уровня развития ребенка. Например, родители могут быть обеспокоены тем, что их ребенок не разговаривает. Выраженность этой проблемы зависит от многих факторов, в том числе от возраста больного, нормального в этом возрасте уровня речевого развития, взаимоотношений родителей и ребенка, функции слуховой системы, уровня интеллектуального развития ребенка. . Всесторонняя оценка развития необходима для оценки относительной важности данных, предоставленных родителями.
После выявления основных жалоб и сбора анамнеза текущего заболевания следует получить сведения о течении беременности и родов, особенно при подозрении на врожденное заболевание (порок развития). Подвергалась ли мать ребенка воздействию вирусных инфекций во время беременности и каков иммунный статус матери в отношении вирусов краснухи, СПИДа и сифилиса? Клинический анамнез также должен включать информацию о количестве сигарет, выкуренных во время беременности, употреблении алкоголя, воздействии токсинов и употреблении лекарственных средств (незаконных, спонтанных или прописанных врачом), обладающих тератогенными свойствами. Снижение или отсутствие активности плода может быть связано с врожденной миопатией или другими нервно-мышечными заболеваниями. Эпизодические судороги у плода свидетельствуют о плацентарной недостаточности или редких врожденных метаболических нарушениях, таких как зависимость от пиридоксина. Судорожную активность плода трудно обнаружить, особенно во время первой беременности.
Предположение о судорогах плода во время беременности часто возникает ретроспективно, после того как мать увидит судороги у ребенка в младенчестве. Состояние здоровья матери после родов может предоставить информацию о причинах неврологических проблем у ребенка (например, такие симптомы, как лихорадка, лекарственная зависимость у матери, везикулярные поражения во влагалище или шейке матки (простой герпес), кровотечение, петехиальная сыпь) или плацентарная аномалия).
Такие данные, как масса тела, длина тела и окружность головы при рождении, особенно важны. Может быть необходимо получить информацию из заполненного анамнеза матери по окружности головы ребенка, особенно при подозрении на врожденную микроцефалию, и знать оценку по шкале Апгар при подозрении на родовую асфиксию. Сбор анамнеза помогает выявить несколько достоверных признаков дисфункции нервной системы в неонатальном периоде.
То, что доношенный ребенок не может дышать самостоятельно и ему требуется искусственная вентиляция легких, может свидетельствовать о нарушении функции центральной нервной системы. Слабые, некоординированные сосательные движения или необычное форсированное увеличение продолжительности периодов кормления у доношенного новорожденного свидетельствуют о заболевании нервной системы, требующем детального обследования. Необходимость зондового питания в неонатальном периоде почти всегда свидетельствует о серьезных проблемах с нервной системой. Все вышеперечисленные нарушения часто могут возникать у недоношенных детей, особенно у детей с очень низкой массой тела при рождении, и в этих случаях не обязательно указывают на неблагоприятный прогноз для функции ЦНС. Дополнительная важная информация о неонатальном периоде включает наличие желтухи.
Для невролога важнейшим компонентом анамнеза является оценка развития ребенка. Тщательная оценка вех развития ребенка часто выявляет глобальную задержку в развитии речи, крупной или мелкой моторики или социальных навыков, а также задержку на определенном этапе развития. Нарушение развития с рождения подразумевает действие неблагоприятных факторов во внутриутробном или перинатальном периоде.
Отсроченное приобретение новых навыков позже в младенчестве или детстве предполагает приобретенную патологию нервной системы. Постепенная утрата приобретенных навыков (регрессия) однозначно свидетельствует о дегенеративном заболевании нервной системы. Способность родителей точно помнить, в каком возрасте их ребенок приобрел те или иные навыки, значительно различается. Одни родители дают очень достоверную информацию, другие — недостоверные и сомнительные данные, особенно если у больного имеется выраженное нарушение развития. Во многих случаях просмотр фотографий ребенка, сделанных в более раннем возрасте, может помочь оценить раннее развитие. Если ребенок умственно отсталый, родители (особенно матери) обычно об этом знают.
Семейный анамнез играет важную роль в оценке неврологического развития ребенка. Иногда родители не хотят говорить о родственниках с тяжелыми заболеваниями нервной системы или могут не знать об этих заболеваниях у своих родственников, особенно если они находятся в специальных медицинских учреждениях. Однако большинство родителей могут получить информацию о здоровье членов семьи, связавшись с другими членами семьи, особенно если это может быть важно для их ребенка.
При сборе семейного анамнеза следует указывать возраст и состояние здоровья всех близких родственников, наличие неврологических заболеваний, в том числе эпилепсии, мигрени, инсульта, задержки развития и наследственных заболеваний. Необходимо знать пол и возраст плода, если предыдущие беременности закончились абортами, а также пол, возраст и результаты патологоанатомического исследования в случае гибели сиблингов, рожденных живыми, так как эти сведения могут иметь прямое отношение к состояние здоровья пациента. Также необходимо определить наличие родственных связей между родителями ребенка, так как частота метаболических и дегенеративных заболеваний с поражением ЦНС значительно повышена у детей от близкородственных браков.
В заключение необходимо попытаться составить представление о личности больного. Поведение ребенка в школе, его успеваемость, контакты с учителями и одноклассниками могут пролить свет на диагноз, особенно если эти характеристики резко изменились. Описание характера ребенка до и после появления симптомов может помочь понять причину болезни. В некоторых случаях няня или воспитатель детского сада может более подробно описать поведение ребенка и сообщить важную информацию, о которой родители не знали.
пн. 15:00-20:00
чт. 09:00-12:00
ГБУЗ ЦЛО ДЗМ Аптечный пункт № 40-3
"Горячая линия" ГП №19: 8 (977) 851-57-76
109451, г. Москва, ул. Верхние поля, д. 34, корп. 4