Гиперкинетическое расстройство неуточненное

Гиперкинетическое расстройство неуточненное

Гиперкинетические расстройства у детей и подростков – определение, причины, классификация

Описание «гиперкинетических расстройств (СДВГ)» различается в разных диагностических системах. Если раньше многие из этих расстройств объединяли в категорию «минимальная мозговая дисфункция», то в последние годы преобладает термин «гиперактивный или гиперкинетический синдром» (Минде).

В англоязычных странах соответствующий диагноз — «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). Текущая формулировка диагноза МКБ-10 кратко изложена ниже в статье.

Гиперкинетические расстройства зарегистрированы в МКБ-10 под рубрикой F 90. В качестве характерных признаков приведены следующие: 1. Ранний старт. 2. Сочетание гиперактивного и слабомодулированного поведения с выраженной невнимательностью и недостаточной настойчивостью при выполнении заданий. 3. Характеристики поведения, не зависящие от ситуации и устойчивые во времени.

В диагностических руководствах нарушение внимания и гиперактивность называют кардинальными признаками.

«Нарушение внимания» проявляется в преждевременном прерывании задач и прекращении деятельности. Дети часто переходят от одного вида деятельности к другому; при этом, по-видимому, теряется интерес к одному заданию из-за того, что ребенок отвлекается на другое. Гиперактивность предполагает чрезмерное нетерпение, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия. В зависимости от ситуации, это может проявляться как беготня и шум или ерзание снова и снова.

Эта поведенческая характеристика становится более очевидной в структурированных и организованных ситуациях, требующих высокой степени самоконтроля. Оба основных симптома должны присутствовать вместе и, кроме того, проявляться более чем в одной ситуации. Несущественными для диагностики, но часто необходимыми для терапии, являются некоторые сопутствующие признаки:

«Отсутствие дистанции в социальных отношениях, безрассудство в опасных ситуациях и импульсивное нарушение социальных норм». «Кроме того, распространены расстройства обучения и двигательная неуклюжесть; Расстройства социального поведения встречаются очень часто, что лежит в основе подразделения гиперкинетических расстройств на простые нарушения активности и внимания (F 90.0) и гиперкинетические расстройства социального поведения (F 90.1) (Диллинг и др.)».

Распространенность гиперкинетических расстройств

Показатели распространенности, приведенные в литературе, сильно различаются, но общепризнано, что гиперкинетические расстройства встречаются примерно у 3% учащихся начальных классов. Значительно чаще болеют дети: в клинических группах соотношение мальчиков и девочек составляет 6:1-9:1, а по данным эпидемиологических исследований около 3:1 (Баркли, Минде).

Этиология гиперкинетических расстройств

Генетическая предрасположенность играет решающую роль в патогенезе этих нарушений, однако тяжесть, сопутствующие симптомы и продолжительность течения тесно связаны с влиянием внешней среды (Баркли).

Прогноз и течение гиперкинетических расстройств

Хотя в ряде случаев детей с гиперкинетическим синдромом с рождения описывают как детей-инвалидов в силу их темперамента, в большинстве случаев это расстройство впервые проявляется в возрасте 3–4 лет. Поведение таких детей в семье в какой-то мере терпимо, но уже в детском саду создает значительные проблемы, в основном в социальных контактах.

Эти проблемы усиливаются с началом школьного обучения и позже распространяются на другие области. Это не только трудности в социальных контактах, но и часто проблемы в учебе из-за различных симптомов. Успеваемость в школе детей с гиперкинетическими расстройствами часто низкая и оказывает на них негативное влияние.

Вопреки распространенному ранее мнению о том, что гиперкинетический синдром в период полового созревания «нарастает», сегодня ясно, что две трети больных затем испытывают трудности в получении образования, в семье или вообще в социальной адаптации. Эти расстройства проявляются и во взрослом возрасте: не менее 60% взрослых пациентов имеют проявления гиперкинетического синдрома. Пациенты с низким интеллектом, низким социально-экономическим статусом и высокой агрессивностью подвержены особому риску дезадаптации.

Негативное влияние оказывают также малочисленность социальных контактов со сверстниками, эмоциональная неустойчивость и выраженность психопатологических расстройств у родителей. Пациенты имеют более высокий уровень зависимости и правонарушений по сравнению с контрольной группой того же возраста (Barkley, Dilling et al., Minde).

Расстройства поведения – симптомы и лечение

Что такое поведенческие расстройства? О причинах появления, диагностике и методах лечения мы поговорим в статье доктора Евгении Юрьевны Чибиковой, врача-психиатра со стажем 7 лет.

Над статьей доктора Евгении Юрьевны Чибиковой работали литературный редактор Елизавета Цыганок, научный редактор Ольга Чубан и главный редактор Маргарита Тихонова

Определение болезни. Причины заболевания

Расстройство поведения – это психическое расстройство у детей и подростков, при котором они постоянно нарушают социальные нормы и правила. Основными характеристиками этого расстройства являются: агрессивное поведение по отношению к другим людям, животным или вещам, мошенничество, воровство или другие серьезные нарушения правил [2] . В отличие от обычного возрастного непослушания, симптомы расстройства поведения длятся 6 месяцев или дольше.

Распространённость расстройства поведения

По данным метаанализа распространенности психических расстройств, расстройства поведения встречаются у 2,1% подростков [3]. Количество задокументированных случаев расстройства поведения умеренно увеличилось во второй половине 20 века, причем максимальное увеличение произошло через три поколения после войны. Это может быть связано с тем, что люди стали чаще обращаться к специалистам (психиатрам и психологам) [10] .

В США пик расстройства поведения пришелся на 1990-е годы и был связан с изменениями во внутренней политике государства, в основном с продажей оружия и распространением психоактивных веществ [11] .

Точной статистики по расстройствам поведения в СССР и России нет. Это связано с тем, что ранее в отечественной практике использовались другие термины, в частности «психопатическое поведение» и «патохарактерологическое развитие личности». Однако их нельзя полностью сравнивать с текущей терминологией МКБ-10 (Международная классификация болезней, 10-й пересмотр).

Ранее предполагалось, что распространенность этого психического расстройства зависит от социального класса, но более поздние исследования этого не подтвердили [4][12]. Развитие расстройства происходит как у детей из бедных, так и у богатых семей, поэтому социальный класс мало влияет на развитие расстройства [13].

Причины расстройства поведения

Принято считать, что причиной формирования расстройства поведения является несколько факторов: генетика, окружающая среда и семья.

Основным генетическим фактором, приводящим к повышенной агрессивности, считается мутация в гене МАОА, связанная с поведенческими расстройствами [14]. Генетическая мутация провоцируется нарушениями биологически активных веществ, поражающих участки мозга, отвечающие за эмоции и поведение.

Однако одной генетической мутации недостаточно для развития симптомов заболевания. Многие экологические и семейные факторы играют важную роль в расстройстве поведения. Их можно разделить на четыре группы:

  • Биологические: повреждения и заболевания головного мозга (черепно-мозговые травмы, инфекции, например энцефалиты, менингиты и др.), осложнения при беременности и родах (гипоксия, преждевременные роды);
  • Индивидуальные: низкий интеллект, импульсивность и гиперактивность, нарушение внимания и речи, нарушения школьной и учебной деятельности, такие как задержка речевого развития, логопедические нарушения и др;
  • Семейные: антиобщественное поведение родителей (например, злоупотребление алкоголем), насилие в семье, одинокое воспитание, жестокое обращение и очень строгая дисциплина, содержание под стражей или над ней, чрезмерный контроль, материнская депрессия и начало материнства в возрасте до 18 лет;
  • Социальные и школьные: низкий экономический уровень семьи, влияние агрессивных сверстников и сверстников с нарушениями поведения, неприятие сверстников, травля и сосуществование в криминальных сферах.

Если вы испытываете подобные симптомы, обратитесь к врачу. Не занимайтесь самолечением, это опасно для вашего здоровья!

Симптомы расстройства поведения

Все многообразие симптомов расстройства поведения можно объединить в четыре основные группы:

  1. Агрессивное поведение: включает драки, издевательства, жестокость по отношению к другим людям или животным, использование оружия и секс по принуждению. То есть это такое поведение, при котором ребенок намеренно причиняет вред другому человеку.
  2. Деструктивное поведение: Проявляется в умышленном повреждении чужого имущества, например, путем поджога или осквернения.
  3. Лживое поведение: заключается в неоднократной лжи, воровстве из чужих магазинов, домов или машин. Речь идет о ситуациях, когда ребенок постоянно обманывает других ради собственной выгоды.
  4. Нарушение правил: Включает нарушение общепринятых правил (например, прогулы в школе) или несоответствующее возрасту поведение (например, побег из дома родителей). Ребенок может подшутить над учителем или одноклассниками, а также проявлять сексуальную активность в очень раннем возрасте (полная физиологическая и половая зрелость у мальчиков наступает примерно в 16-17 лет, а у девочек – в 15-16 лет).

Дети и подростки с расстройством поведения любое действие со стороны окружающих людей воспринимают как угрозу, а успехи и положительные чувства других людей не только непонятны им, но и служат дополнительным поводом для гнева и чувства неудовлетворенности. Например, 11-летний мальчик, усыновленный из детского дома, разбивает ноутбук, который ему подарили, и говорит своей приемной матери, что сделал это, чтобы она никого не усыновила, а ему не пришлось делиться.

Дети с расстройствами поведения часто проявляют несвойственную для этого возраста преднамеренную жестокость. У них снижено чувство сострадания. Р. Хаер, один из крупнейших исследователей в области патологии личности и автор книги «Лишенные совести», приводит яркий пример такого поведения:

Другой [.], отбывавший срок за мошенничество, рассказал, что в детстве накинул кошке на шею веревку, другой конец веревки привязал к вершине шеста и ударил животное теннисной ракеткой, чтобы оно полетело вокруг поста. Он сказал, что его сестра выращивала щенков, а он убивал тех, кто ему не нравился. «Я привязывал их к забору и тренировался бить битой», — сказал он с улыбкой на лице.[16]

Дети без диагноза расстройства поведения также могут воровать, лгать или вести себя агрессивно, например, враждебно относиться к младшим братьям и сестрам (чаще всего к новорожденным), потому что они не хотят делить с ними внимание своих родителей. Разница в том, что это одноразовые эпизоды. Как правило, дети сами понимают, что ведут себя неправильно, или им достаточно поговорить с родителями, чтобы подобные ситуации больше не повторялись.

Патогенез расстройства поведения

Нейробиологические исследования привели к выводу, что расстройство поведения является не только следствием влияния неблагоприятных семейных и социальных факторов. Это более сложный комплекс взаимодействий между генетическими и эпигенетическими факторами (они регулируют активность генов, но не изменяют первичную структуру ДНК). Результатом этого взаимодействия являются нейробиологические изменения, влияющие на структуру мозга. Таким образом, мозг пациента с расстройством поведения отличается от мозга людей, не страдающих каким-либо психическим расстройством.

Результаты МРТ показали, что у подростков с расстройствами поведения более толстая орбитофронтальная кора (область, участвующая в принятии решений), чем у детей без признаков какого-либо психического расстройства. Кроме того, у пациентов с расстройством поведения височная доля, отвечающая за память, анализ звуков речи, восприятие вкусов и запахов, также оказалась более плотной, чем у людей с нормальным поведением [17] .

Эти качественные и количественные изменения в структурах головного мозга способствуют изменению психики, в том числе и поведения.

Классификация и стадии развития расстройства поведения

Расстройство поведения включает несколько подтипов [18]. Вышеперечисленные симптомы являются для них общими, но есть и индивидуальные отличия.

Классификация по МКБ-10

F91.0 Расстройство поведения, ограниченное семейными условиями

Это расстройство характеризуется тем, что нарушения поведения проявляются только дома в общении с семьей и ближайшим окружением. Дети с семейным расстройством поведения могут красть (обычно только у одного члена семьи) или портить предметы домашнего обихода.

Кроме того, проявления деструктивного поведения подпадают под определение расстройства поведения, ограниченного семейной обстановкой. Такие дети ломают игрушки или украшения, рвут обувь и одежду, режут мебель или портят ценное имущество. Более того, все вышеперечисленные утверждения «направлены» на одного из членов семьи.

С людьми вне дома, например в школе, дети нормально общаются.

F91.1 Несоциализированное расстройство поведения

При этом типе расстройства поведения дети склонны к физической агрессии, чрезмерной воинственности, жестокости по отношению к сверстникам. Они враждебны ко всем и предпочитают ни с кем не общаться. Все их общение сводится к словесным оскорблениям. Такие дети не слушаются взрослых и ведут себя по отношению к ним очень высокомерно.

Типичное вранье, прогулы и вандализм. У детей нарушены социальные связи: они не могут нормально общаться со сверстниками или со стариками, обычно замкнуты и изолированы от общества. Для детей с данной патологией характерна заниженная самооценка. Дети чувствуют, что все вокруг хотят их обидеть, поэтому используют агрессию как механизм психологической защиты.

Недостаточная общительность проявляется не только в чрезмерной агрессивности, но и в половой расторможенности, например, дети начинают говорить о сексе без добровольного согласия собеседника, показывать гениталии и/или демонстративно раздеваться (даже в виртуальном формате, например, отправка фотографий своих интимных мест другим людям), а также принуждение к сексу.

В разговорах эти дети часто ведут себя вызывающе. Пытаясь помочь, отрицайте проблемы с поведением или пытайтесь оправдать себя, обвиняя других. Они не могут вписаться в общество и спокойно общаться со сверстниками.

F91.2 Социализированное расстройство поведения

При этом типе расстройства поведения симптомы проявляются в подростковом возрасте. Такие дети обычно нормально развиваются и ведут себя послушно в раннем детстве. Позже его успеваемость в школе снижается. Легкие или легкие эпизоды поведенческих нарушений сопровождаются эмоциональной нестабильностью, такой как раздражительность, перепады настроения и истерики.

Они часто совершают преступления с группой друзей. Именно эту компанию винят родители, которые не позволяют себе думать о необходимости изменить семейные установки и обратиться за помощью к психиатру или психотерапевту. Если родители не желают брать на себя ответственность за поведение своих детей, их место постепенно занимают друзья.

Дети с социализированным расстройством поведения полностью вкладываются в компанию, в которой они оказались. Они вместе прогуливают школу, совершают преступления и совершают антиобщественные действия, например, воруют или бьют людей или животных.

Другие симптомы включают агрессию, направленную на других, и акты вандализма. Дети с этим расстройством взаимодействуют со своими сверстниками, но особенно с теми, кто нарушает закон.

F91.3 Оппозиционно-вызывающее поведение

Этот тип расстройства чаще всего встречается у детей в возрасте от 9 до 10 лет. Больные с оппозиционно-вызывающим расстройством часто спорят со взрослыми или сверстниками, намеренно дразнят или дразнят их, ругаются, злятся, обижаются, не выполняют их требований. Это расстройство почти всегда проявляется дома или в школе среди хорошо знакомых вам людей.

Дети обвиняют других в своих ошибках и трудностях или оправдывают их трудными обстоятельствами. Кроме того, такое поведение доставляет больше проблем окружающим, чем самим детям.

Дети с оппозиционно-вызывающим поведением часто ведут себя провокационно, вызывающе или враждебно. Это расстройство не дает им возможности наладить нормальные отношения с другими людьми, поэтому у них часто нет друзей.

Однако такие дети не нарушают законы и основные права других: не дерутся, не воруют и не портят чужие вещи.

Осложнения расстройства поведения

Если расстройство поведения не лечить должным образом, могут возникнуть осложнения, которые можно условно разделить на две группы: непосредственно связанные с психическим здоровьем и социальные последствия.

К психическим осложнениям относится антисоциальное расстройство личности (ранее для его обозначения использовался термин «социопатия»). Больные с этим диагнозом проявляют импульсивность и жестокость во всех сферах жизни, не испытывая при этом чувства вины. Люди с этой патологией практически полностью теряют способность адаптироваться к жизни в обществе и поэтому часто попадают в тюрьму.

Кроме того, у пациентов с нелечеными поведенческими расстройствами часто развивается игромания, алкогольная или наркотическая зависимость с сопутствующими осложнениями.

Поведенческие проблемы в детстве несут дополнительный риск развития социальных последствий во взрослом возрасте, связанных с отсутствием образования, работы и достаточного финансирования. Кроме того, установлено, что люди с диагностированным расстройством поведения чаще совершают насильственные преступления и затем попадают в тюрьму.

Также распространены проблемы с физическим здоровьем, включая травмы, инфекции, передающиеся половым путем, и приобретенные иммунодефициты [7] [8] [9] .

Диагностика расстройства поведения

Диагноз «расстройство поведения» (любой из его подвидов) может поставить только детский психиатр. При подозрении психиатра на наличие какого-либо соматического или неврологического заболевания он направляет ребенка на соответствующие обследования и/или на консультацию к педиатру или неврологу.

Если есть указания, например, на какие-либо поражения головного мозга или нарушения развития и поведения у детей, невролог может порекомендовать ЭЭГ. Проводится с целью исключения патологического синдрома, при котором время от времени возникают приступы агрессивного поведения и другие подобные приступы.

Нарушения поведения могут возникать и на фоне заболеваний эндокринной системы, например, феохромоцитомы, по поводу которой ребенка могут направить к эндокринологу.

Если исключены все «непсихиатрические» причины, психиатр ставит диагноз после беседы с родителями или опекунами ребенка, с самим ребенком и другими лицами, занимающимися его воспитанием. Кроме того, врач может попросить педагогов написать характеристику ребенка.

Чтобы поставить диагноз расстройства поведения, должны присутствовать не менее трех из следующих симптомов в течение не менее шести месяцев:

  • Повторный акт кражи;
  • Побег из дома и детского дома на ночь не менее двух раз или один раз побег из дома без возвращения (при проживании с родителями или опекунами);
  • Частое вранье (кроме случаев, когда лгут, чтобы избежать физического или сексуального наказания);
  • Умышленное участие в поджоге;
  • Частые пропуски уроков без уважительной причины, что сказывается на успеваемости;
  • Частые и сильные вспышки гнева, спровоцированные незначительным или незначительным поводом и причиняющие вред ребенку и окружающим;
  • Умышленное проникновение в чужой дом или автомобиль с повреждением чужого имущества;
  • Физическая жестокость к животным;
  • Принуждение кого-либо к сексу;
  • Используйте оружие более одного раза, затевайте драки;
  • Кража после драки (например, удар и кража кошелька или вымогательство денег под дулом пистолета);
  • Физическая жестокость к людям;
  • Провоцируя провокационное поведение и постоянное неповиновение [15] .

Дифференциальная диагностика

Дифференциальный диагноз следует проводить со следующими заболеваниями:

  • Гиперкинетическое расстройство (или синдром дефицита внимания и гиперактивности, СДВГ);
  • Адаптивный ответ на внешние стрессоры;
  • Расстройство настроения (депрессия и биполярное аффективное расстройство);
  • Расстройство аутистического спектра;
  • Субкультурное отклонение.

Гиперактивность характеризуется импульсивностью, невнимательностью и гиперактивностью. Каждый из этих трех симптомов может быть ошибочно истолкован как антиобщественное поведение, особенно импульсивность, которая может сопровождать расстройство поведения. Однако для СДВГ не характерны поведенческие симптомы (такие как воровство, поджог или побег). Дети с СДВГ более критично относятся к своему поведению, поэтому могут просить прощения. Причиной регулярного повторения эпизодов недопустимого поведения при гиперактивности является отсутствие контроля над импульсами или проблемы с вниманием, а не истинное протестное поведение.

Адаптационная реакция на внешние стрессоры диагностируется в тех случаях, когда она возникает сразу после воздействия установившегося психологического стрессора. Этим стрессором может быть развод, тяжелая утрата, жестокое обращение или усыновление. Но главной отличительной чертой адаптивной реакции является время: симптомы появляются через 1–3 мес после начала действия стрессора и сохраняются не более 6 мес после того, как стрессор или его последствия перестают действовать на ребенка

Депрессия, особенно в подростковом возрасте, характеризуется раздражительностью и протестным поведением, но ключевым фактором является депрессивное настроение, которое может сопровождаться тревогой, страхом, навязчивыми мыслями и/или действиями и другими специфическими фобиями. При депрессии также возможно состояние, когда окружающий мир кажется нереальным.

У детей и подростков с депрессией может проявляться оппозиционное поведение, грубость или отказ от какой-либо деятельности, даже любимой. Но дальнейший опрос показывает, что основной причиной такого поведения является подавленное настроение, апатия или чувство беспомощности, характерные для депрессии.

Биполярное аффективное расстройство труднее распознать на ранних стадиях, так как оно может проявляться демонстративным поведением и раздражительностью в сочетании с противоправными действиями. Низкая самооценка нормальна при расстройствах настроения, как и отсутствие друзей или творческого досуга.

Систематические исследования показывают, что около трети детей с расстройствами настроения имеют депрессивные или другие эмоциональные симптомы, такие как длительные перепады настроения, низкая самооценка, членовредительство, проблемы со сном, аппетитом и работоспособностью. Поэтому расстройства настроения часто можно спутать с расстройствами поведения.

Расстройства аутистического спектра (РАС), среди прочего, могут проявляться вспышками агрессии, сильным раздражением и деструктивным поведением. Часто они являются поводом для обращения к психиатру. Однако при более тщательном расспросе и осмотре врач выявляет и другие симптомы РАС. К ним относятся стереотипное поведение, малоконтактность, ограниченный круг интересов и занятий, а также умственная отсталость, которая не наблюдается при расстройствах поведения.

Субкультурная девиантность присуща подросткам, когда они не проявляют агрессивности, а носят эпатажную одежду или вызывающий макияж, демонстрирующий их принадлежность к той или иной субкультуре. Как правило, в этой группе сверстников они общаются спокойно. Члены такой компании могут иногда злоупотреблять психоактивными веществами или, например, совершать мелкие кражи в магазинах. Если смотреть на такое поведение поверхностно, то по МКБ-10 оно попадает в категорию несоциализированного расстройства поведения. Но мировое психиатрическое сообщество считает, что эту форму поведения нельзя считать чисто психиатрическим симптомом, иначе у 1/3 всех подростков было бы диагностировано расстройство поведения, что довольно много. Поэтому при постановке диагноза

Лечение расстройства поведения

Лечение расстройства поведения зависит от нескольких факторов, таких как возраст пациента или тяжесть расстройства.

Четкой градации тяжести расстройства поведения не существует. Условно определяется комплексом некоторых субъективных факторов:

  • Проблемы в общении с людьми, непонимание реальности окружающего мира;
  • Степень вреда окружающим;
  • Общественная опасность;
  • Помощь семье при амбулаторном или домашнем лечении;
  • Необходимость госпитализации.

Иногда родители отказываются от терапии, когда понимают, что причина асоциального поведения ребенка напрямую связана с ними, поэтому большое значение имеет также готовность пациента и его родителей или опекунов участвовать в лечении.

Наиболее эффективными методами лечения расстройств поведения являются семейная, когнитивно-поведенческая (КПТ) и фармакологическая терапия.

Семейная терапия направлена ​​на изменение правил взаимодействия внутри семьи и восстановление комфортного общения между родственниками.

Когнитивно-поведенческая терапия учит, как справляться с гневом, контролировать импульсы и выбирать более безопасные способы выражения негативных эмоций.

Медикаментозная терапия

Фармакологическое лечение не является альтернативой психотерапии, а служит лишь дополнением к ней. Кроме того, ни один из препаратов официально не одобрен для лечения поведенческих расстройств и не может быть рекомендован в качестве терапии первой линии. Однако лекарства могут быть назначены при выраженной агрессивности, импульсивности и перепадах настроения.

По результатам Кокрановского обзора наибольшую эффективность в отношении агрессивности и импульсивности показали нейролептик Рисперидон и препараты со стабилизирующим действием – производные вальпроевой кислоты и Карбамазепин. Немного меньшую эффективность показали атомоксетин (официально рекомендуемый препарат для лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности) и антидепрессанты (сертралин, флувоксамин, флуоксетин) [19]. Все эти препараты зарегистрированы в России.

Оптимальную дозировку и продолжительность применения препаратов врач назначает индивидуально. Медикаментозная терапия поведенческих расстройств обычно краткосрочна (максимум несколько месяцев). Он используется для уменьшения тяжести симптомов.

Прогноз. Профилактика

Деструктивное поведение обычно прекращается в раннем взрослом возрасте (с 20 лет), но раннее начало связано с плохим прогнозом. Примерно в трети случаев проблемы сохраняются.

Научно доказано, что расстройство поведения в детстве может спровоцировать антисоциальное расстройство личности во взрослой жизни. Кроме того, со временем расстройство поведения может привести к злоупотреблению психоактивными веществами, депрессивному расстройству, суицидальному поведению, трудностям на работе, ранней беременности и т [д] .

Профилактика расстройства поведения

Поскольку точное происхождение расстройства поведения неизвестно, универсальной профилактики, предотвращающей развитие болезни, не существует. Однако своевременное обращение к детскому психологу при первых признаках расстройства поведения и психолого-педагогическая подготовка родителей снижают риск развития заболевания.

В США доказана эффективность сотрудничества семьи, школы и социальных служб. Эта общая поддержка помогает установить контакт с родителями и избежать проблем в школе [20] .

В России нет специальных программ поддержки, направленных на профилактику поведенческих расстройств. Психологопедагогическую деятельность осуществляют органы опеки и попечительства, служба школьной психологии и др.

Каспарова Элина Артуровна -
Главный врач Поликлиники №19 (ГП 19 ДЗМ)
Приём населения:
пн. 15:00-20:00
чт. 09:00-12:00

ГБУЗ ЦЛО ДЗМ Аптечный пункт № 40-3
"Горячая линия" ГП №19: 8 (977) 851-57-76
109451, г. Москва, ул. Верхние поля, д. 34, корп. 4
Оцените статью
Поделиться с друзьями
Городская поликлиника №19 (ГБУЗ №19)
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Adblock
detector