Вызывающее оппозиционное расстройство

Оппозиционно-вызывающее расстройство у ребенка

Оппозиционно-вызывающее поведение — это тип расстройства поведения, который диагностируется преимущественно в детстве. Дети с оппозиционно-вызывающим поведением отказываются сотрудничать, вызывающе и враждебно относятся к сверстникам, родителям, учителям и другим авторитетным лицам.

Примером ребенка с таким поведением является один из моих учеников, который пошел в спецшколу только по той причине, что никак не мог себя регулировать. В первом классе его уже исключили из двух школ. Причина – поведенческие трудности. На уроках мальчик не слушался учителя, был агрессивен по отношению к сверстникам, враждебно относился к другим взрослым. Уходить из класса, отправлять три письма, опрокидывать парты, драться, игнорировать правила было его обычным поведением. Потребовалось много времени и колоссальных усилий со стороны педагогического коллектива, чтобы мальчик начал владеть собой и потихоньку разбираться со своим поведением.

Причины оппозиционно-вызывающего расстройства (ODD)

Исследователи точно не знают, что вызывает это расстройство, но есть 2 основные теории о том, почему это происходит:

  • Теория развития. Эта теория предполагает, что проблемы начинаются в молодом возрасте. Дети и подростки с ОВР, возможно, с трудом научились быть независимыми от родителей или других заботящихся взрослых, с которыми они были эмоционально привязаны. Эта особенность развития вышла за пределы раннего возраста.
  • Теория обучения. Эта теория предполагает, что негативные симптомы ОВР являются усвоенными установками. Они отражают влияние методов отрицательного подкрепления, используемых родителями и другими авторитетными лицами. Использование отрицательного подкрепления усиливает негативное поведение ребенка. Это потому, что такое поведение позволяет ребенку получить то, что он хочет – внимание и реакцию со стороны родителей или других людей.

ODD чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Дети со следующими заболеваниями также более склонны к ODD:

Большинство симптомов, наблюдаемых у детей и подростков с ОВР, иногда встречаются и у других детей без расстройства. Это особенно актуально для детей в возрасте от 2 до 3 лет или подростков. Многие дети склонны не подчиняться, спорить со своими родителями или бросать вызов авторитетам. Они часто ведут себя так, когда устали, голодны или расстроены. Но у детей и подростков с ОВР эти симптомы встречаются чаще. Они также мешают обучению и адаптации к школе. А в некоторых случаях они нарушают отношения ребенка с окружающими.

  • Частые истерики
  • Много спорит со взрослыми
  • Отказывается делать то, что просит взрослый
  • Всегда спорит с правилами и отказывается им следовать
  • Делает что-то, что раздражает или раздражает других, включая взрослых
  • Обвиняет других в их плохих поступках или ошибках
  • Легко раздражается
  • Часто проявляет плохое отношение к другим
  • Говорите грубо или неприятно
  • Отомстить или быть мстительным

Эти симптомы могут быть похожи на другие проблемы с психическим здоровьем. Точный диагноз может поставить только врач.

Если вы заметили симптомы ODD у своего ребенка или подростка, вы можете начать помогать, как только узнаете, что это ODD. Раннее лечение часто может предотвратить будущие проблемы.

Раннее лечение часто может предотвратить будущие проблемы. Лечение будет зависеть от симптомов, возраста и состояния здоровья вашего ребенка. Это также будет зависеть от тяжести степени ODD.

Детям с ОВР, возможно, придется попробовать разных терапевтов и методы лечения, прежде чем найти тот, который им подходит. Лечение может включать:

  • Когнитивно-поведенческая терапия. Ребенок учится решать проблемы и лучше общаться. Он или она также учится контролировать импульсы и гнев.
  • Семейная терапия. Эта терапия помогает изменить семью. Улучшает коммуникативные навыки и отношения в семье. Родителям может быть очень трудно воспитывать ребенка с ОВР. Это также может вызвать проблемы у братьев и сестер. Родители, братья и сестры нуждаются в поддержке и понимании.
  • Групповая терапия Ребенок лучше развивает социальные и межличностные навыки.
  • Лекарства. Они не часто используются для лечения ODD. Но они могут понадобиться ребенку при других симптомах или расстройствах, таких как СДВГ.

Как я могу помочь предотвратить ODD у моего ребенка?

Исследователи не знают, что вызывает ODD. Но определенные подходы могут помочь предотвратить расстройство. Маленьким детям помогают программы раннего вмешательства, которые учат их социальным навыкам и тому, как справляться с гневом.

Для подростков разговорная терапия (психотерапия), обучение социальным навыкам и помощь в учебе могут помочь уменьшить проблемное поведение. Программы школьного сопровождения также могут помочь остановить травлю и улучшить отношения между подростками.

Программы обучения родителей также важны. Эти программы учат родителей тому, как управлять поведением своих детей. Родители изучают методы воспитания, которые помогают детям справляться со своим поведением.

Раннее лечение вашего ребенка часто может предотвратить будущие проблемы. Вот что вы можете сделать, чтобы помочь:

  • Приходите на все встречи с лечащим врачом вашего ребенка.
  • Участвуйте в семейной терапии по мере необходимости.
  • Поговорите с врачом вашего ребенка о других специалистах, в которых нуждается ваш ребенок. Может потребоваться помощь группы специалистов, в которую могут входить консультанты, терапевты, социальные работники, психологи и психиатры. Состав группы специалистов будет зависеть от потребностей ребенка и тяжести состояния.
  • Расскажите другим о расстройстве поведения вашего ребенка. Работайте с профессионалами и школой, чтобы разработать план поддержки.
  • Контактная поддержка. Общение с другими родителями, у которых есть ребенок с ODD, может быть полезным.
  • Ощущение тяжелой депрессии, страха, беспокойства или гнева по отношению к себе или другим
  • Чувствуешь, что не можешь себя контролировать
  • Слышать голоса, которые другие не слышат
  • Увидеть то, что не видят другие
  • Не могу спать и есть 3 дня подряд
  • Демонстрирует поведение, которое касается друзей, семьи или учителей, или других лиц, которые выражают обеспокоенность по поводу такого поведения и просят вас обратиться за помощью.
  • Оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР) — это тип расстройства поведения. Дети с ODD отказываются сотрудничать, вызывающе и враждебно относятся к сверстникам, родителям, учителям и другим авторитетным лицам.
  • Проблемы развития могут вызвать ODD. Или такому поведению можно научиться.
  • Ребенок с ОВР может много спорить со взрослыми или отказываться выполнять их просьбы. Он или она также могут быть неприятны другим.
  • Психиатр может диагностировать ODD.
  • Основным лечением является терапия, которая помогает ребенку лучше относиться к другим. Лекарства могут быть необходимы для других проблем, таких как СДВГ.

Советы, которые помогут вам перед визитом к врачу:

  1. Знайте причину визита и то, что вы хотите.
  2. Перед посещением запишите вопросы, на которые вы хотите получить ответы.
  3. Во время визита запишите название диагноза и любые новые лекарства, методы лечения или тесты. Также записывайте любые новые инструкции, которые ваш врач дает вашему ребенку.
  4. Узнайте, почему назначают новое лекарство или лечение и как оно поможет вашему ребенку. Также узнайте, каковы побочные эффекты.
  5. Спросите, есть ли другие способы исправить состояние вашего ребенка.
  6. Узнайте, почему рекомендуется тест или процедура и что могут означать результаты.
  7. Узнайте, чего ожидать, если ваш ребенок не будет принимать лекарства, не пройдет обследование или не пройдет процедуру.
  8. Если у вашего ребенка запланирована повторная встреча, запишите дату, время и цель визита.
  9. Узнайте, как вы можете связаться с лечащим врачом вашего ребенка в нерабочее время. Это важно, если ваш ребенок болен и у вас есть вопросы или вам нужен совет.

Эта статья является только переводом. Понятно, что наши подходы к помощи детям с ОВР будут несколько отличаться. Это достаточно сложная проблема, требующая комплексного воздействия с учетом многих аспектов.

При работе с детьми, проявляющими симптомы ОВР, лучшим способом управления поведением была когнитивно-поведенческая терапия.

Детская психодрама, форма групповой работы, способствует стабилизации самооценки, улучшению общения, снятию эмоционального напряжения и помогает разрешить внутренние конфликты. Этот метод хорошо воспринимается детьми с поведенческими проблемами.

Отдельное направление, над которым мы работаем вместе с коллегой, — помощь ребенку в школе: даем рекомендации педагогам, консультируем при необходимости, разрабатываем программы помощи на дому.

Обязательное направление – помощь и поддержка семьи. К сожалению, сколько бы специалист ни работал отдельно с ребенком, только семья может закрепить результаты и реально помочь. Это мое мнение, основанное на многолетнем опыте работы с детьми с поведенческими трудностями. Мой опыт тоже подсказывает, что если семья готова учиться, меняться, работать, то неразрешимых проблем не бывает!

Спасибо, что дочитали статью до конца. Вы всегда можете задать мне вопрос, поделиться своими мыслями. Мне будет приятно!

Автор: Бурыка Мария Павловна, клинический психолог, специалист по работе с детьми с трудностями поведения.

Эмоциональные и психологические расстройства в детском и подростковом возрасте

Поведение – способность человека изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, это любая реакция в ответ на внешний раздражитель, посредством которой индивид приспосабливается к внешней среде. Поведение человека – это совокупность действий, в которых выражается его отношение к обществу, другим людям и объективному миру. Поведение является характерным явлением не только человека, но и любого живого существа, однако и по сей день для психологической науки изучение феномена поведения человека стоит на первом месте. Поведение как предмет изучения в психологии прошло долгий путь: от исследований русских физиологов И. М. Сеченова и И. П. Павлова до современных исследований в области психологической науки, И не только психологические. На данном этапе поведенческие теории все чаще появляются в маркетинговых исследованиях, социологии, политике и, пожалуй, в любой науке, так или иначе касающейся человека и общества, от классических учений о рефлексах до изучения сложных форм групповое взаимодействие и психотерапия. Поведение не раз было предметом психологии, и не менее часто оттеснялось исследователями за кулисы психологической науки и практики, но на данном этапе очевидно, что такого направления вообще нет наука о душе». (психология), которая так или иначе не относилась к феномену поведения. Не менее важное значение в решении фундаментальных проблем возрастной психологии и педагогики имеет изучение поведения. Психология развития (психология развития) как дисциплина, изучающая психологические изменения человека по мере его взросления, как никакая другая психологическая дисциплина апеллирует к детству, изучая психику ребенка во все возрастные периоды и на всех этапах исследуя поведение. На сегодняшний день одной из центральных проблем возрастной психологии является проблема различных нарушений поведения в детском и подростковом возрасте и изучение факторов, приводящих к этим нарушениям. Распространенность поведенческих расстройств различного генеза у детей на сегодняшний день достаточно высока. По разным источникам, цифры колеблются от 12% до 25% от общей численности детского населения. Столь широкий спектр количественных показателей обусловлен в основном различиями в методах, используемых разными исследователями. Но достоверно установлено, что расстройства поведения у мальчиков выявляются чаще, чем у девочек (соответственно 85% и 15% по разным данным). Поведенческие расстройства могут выражаться по-разному, например, как отклонения от социальных и моральных норм, принятых в определенном обществе, как действия или повторяющиеся, устойчивые действия, преимущественно включающие в себя агрессивность, асоциальность и социальную пассивность. Кроме того, к поведенческим расстройствам следует отнести расстройства, описанные в МКБ 10 как « (МКБ 10 Ф 90 – 98), но независимо от происхождения нарушения поведения, как характерный признак всех расстройств поведения можно выделить дезадаптацию (нарушения адаптационного механизма) и не только нарушения адаптационного механизма, скорее, нарастающая дезадаптация, являющаяся формой неблагоприятного течения, может затрагивать всю сферу социального функционирования подростка или ребенка, включая преимущественно агрессивность, асоциальность, социальную пассивность. Кроме того, к поведенческим расстройствам следует отнести расстройства, описанные в МКБ 10 как «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся в детском и подростковом возрасте» (МКБ 10 F 90 – 98), но независимо от происхождения нарушенного поведения, как характерный признак всех расстройств поведения можно выделить дезадаптацию (нарушения адаптационного механизма), причем не только нарушения адаптационного механизма, но и нарастающая дезадаптация, являющаяся формой неблагоприятного течения, может затрагивать всю сферу социального функционирования подростка или ребенка. Кроме того, к поведенческим расстройствам следует отнести расстройства, описанные в МКБ 10 как «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся в детском и подростковом возрасте» (МКБ 10 F 90 – 98), но независимо от происхождения нарушенного поведения, как характерный признак всех расстройств поведения можно выделить дезадаптацию (нарушения адаптационного механизма), причем не только нарушения адаптационного механизма, но и нарастающая дезадаптация, являющаяся формой неблагоприятного течения, может затрагивать всю сферу социального функционирования подростка или ребенка. Кроме того, к поведенческим расстройствам следует отнести расстройства, описанные в МКБ 10 как «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся в детском и подростковом возрасте» (МКБ 10 F 90 – 98), но независимо от происхождения нарушенного поведения.

На современном этапе исследований расстройства поведения в детском и подростковом возрасте в силу своего происхождения можно разделить на две большие группы:

1. Поведенческие расстройства, вызванные разного рода психологическими и социальными проблемами.

2. Нарушения поведения, которые обусловлены психическими и психофизиологическими нарушениями (заболеваниями), а также различными органическими нарушениями функции центральной нервной системы в детском возрасте.

К первой группе относятся такие общие факторы, как: расстройства детско-родительских отношений, различные виды нарушений воспитательного процесса в семье, характерологические особенности ребенка, особенности эмоционально-волевой сферы ребенка, особенности личности ребенка, признаки полового созревания. Характерно при этом, что нарушения поведения не имеют «биологической основы» и обычно вызываются рядом «конфликтов» как межличностных (чаще всего внутрисемейных), так и внутриличностных (диссоциации).

В группе психогенных расстройств поведения (обусловленных психологическими и социальными причинами) можно выделить несколько закономерных тенденций этих расстройств.

Несоциализированное расстройство поведения (МКБ 10 F 91.1)

Для него характерно сочетание стойкой конфликтности или агрессивного поведения со значительным общим нарушением взаимоотношений ребенка с другими детьми и взрослыми, нередко сочетающееся с легким эмоциональным расстройством. Как правило, ребенок не может эффективно интегрироваться в группу сверстников, на этом основании важно дифференцировать это расстройство от «социализированных» поведенческих расстройств, которые будут описаны ниже.

Социализированное расстройство поведения (МКБ 10 F91.2)

Для него характерна стойкая конфликтность или агрессивное поведение, в том числе групповая делинквентность (делинквентная поведенческая направленность), у детей и подростков, хорошо интегрированных в группу сверстников. Эмоциональные нарушения в этом случае обычно минимальны. Эта группа поведенческих расстройств соответствует принятому в отечественной психиатрии понятию о непатологических формах девиантного поведения (отклонения от принятых норм.

Оппозиционно-вызывающее расстройство (МКБ 10 F91.3)

Этот тип расстройства поведения характерен для детей до 10 лет. Он определяется наличием устойчиво негативного, враждебного, вызывающего, провокационного поведения и отсутствием более острых конфликтных или агрессивных действий. Негативность является нормативной чертой поведения детей, особенно в возрасте 1,5-2 лет. Он становится патологическим, если становится стойким по мере взросления ребенка. Расстройство может быть диагностировано после 3 лет, но обычно проходит, но обычно проявляется к тому времени, когда ребенок идет в школу.

Ко второй группе относятся такие факторы, как: наличие тяжелых психических расстройств у ребенка, пограничные эмоциональные расстройства, комплексное взаимодействие биологического фактора с резидуальной органической недостаточностью головного мозга, социальные факторы. Следует отметить, что в этой группе расстройств расстройства поведения выступают скорее как следствие и требуют особо тщательной оценки влияющих факторов, поскольку адекватность коррекционных мероприятий, а в ряде случаев и возможность фармакологического лечения во многом зависит от правильная оценка этих факторов. По разным данным, количество детей с нарушениями данного генеза постоянно растет. В практике психолога нередко удается облегчить жалобы педагогов и родителей на беспокойность, чрезмерная расторможенность и возбудимость ребенка, невнимательность на уроках. Часто результатом этих симптомов является плохая успеваемость, дезадаптация. Нередко на эту категорию детей навешивают ярлык «троек», хронически «неуспевающих», «слабых» учеников, которые «не слушаются». Эта категория детей часто становится жертвой «невнимательности» и непонимания со стороны родителей и педагогов. Также стоит отметить, что своевременная диагностика, коррекционная работа и дополнительная поддержка могут в определенной степени снизить степень последствий этой группы нарушений, а зачастую даже отменить их. «невнимательность» и непонимание со стороны родителей и учителей. Также стоит отметить, что своевременная диагностика, коррекционная работа и дополнительная поддержка в определенной степени они позволяют уменьшить степень последствий этой группы расстройств и нередко даже отменить их. «невнимательность» и непонимание со стороны родителей и учителей. Также стоит отметить, что своевременная диагностика, коррекционная работа и дополнительная поддержка могут в определенной степени снизить степень последствий этой группы нарушений, а зачастую даже отменить их.

К описанным нарушениям можно отнести группу гиперкинетических расстройств. (МКБ 10. F90).

Нарушение деятельности внимания (МКБ 10. F90.0)

Одним из симптомов гипердинамического синдрома является нарушение активности внимания. Клиническая картина нарушения внимания проявляется в виде полного отсутствия сосредоточенности внимания, невозможности вовлечь ребенка в необходимую деятельность или проявляется в виде кратковременных эпизодов (от 1-2 до 10-15 минут), сменяющихся невозможность концентрации внимания, истощаемость и гиперкинетические проявления, которые резко усиливаются.

Гиперкинетическое расстройство поведения (МКБ 10. F90.1)

Гиперкинетический синдром часто проявляется в виде чрезмерной подвижности, раздражительности, возбудимости. При этом движения широкие, малокоординированные и бесцельные, отмечаются нарушения письма, у этих детей нередки травмы. Синдром возникает в возрасте от 1,5 до 15 лет, более ярко проявляясь в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Отдельно стоит отметить подростковый возраст. Этот период развития личности ребенка, по мнению многих авторов, является кризисным. Пубертатный период представляет собой «общую» перестройку личности ребенка, спонтанный переход от инфантильного самосознания к неизбежному взрослению. Именно на стадии пубертатного кризиса (около 14-15 лет) завершают свое формирование участки коры головного мозга, отвечающие за различные формы поведения и саморегуляции. Сегодня девиантное (девиантное) поведение все чаще связывают с подростковым возрастом. В подростковом возрасте поведенческие расстройства встречаются очень часто, а причины их возникновения обычно многофакторны.

Девиантное (девиантное) поведение – это поведение, при котором постоянно проявляются отклонения от социальных норм. При этом выделяют отклонения эгоистичного, агрессивного и социально-пассивного типа. К эгоистически направленным социальным девиациям относятся преступления и проступки, связанные со стремлением к незаконному получению материальных, денежных и родовых благ (воровство, взяточничество, хищение, мошенничество и др.). Агрессивно направленные социальные отклонения проявляются в действиях, направленных против человека. (оскорбления, вандализм, побои, изнасилования, убийства), социальные девиации корыстно-агрессивного типа могут быть как вербальными (оскорбление словами), так и невербальными (физический удар). Набирают силу социально-пассивные отклонения характера. В большинстве случаев, эти отклонения выражаются в отказе от активной жизненной позиции, избегании работы, учебы, стойком нежелании решать личные и социальные проблемы. Эпидемиологический характер носят социально-пассивные отклонения в виде употребления наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ среди подростков. [Змановская Е. В. Современные проблемы девиантологии].

Известно, что первым социальным институтом общества является семья, влияние которой носит наиболее продолжительный и систематический характер. На современном этапе социально-экономического развития нашего общества роль семьи, взаимоотношений ребенка с родителями становится еще более важной, чем раньше. К сожалению, в последние десятилетия наблюдается значительный рост неполных семей. В условиях целенаправленного нравственного воспитания процесс формирования социальных установок личности подростка или ребенка приобретает стихийный характер. Именно в семье у ребенка формируются представления о себе и обществе в целом, формы межличностного взаимодействия и стратегии существования в социальной среде, которые он выносит из микросреды в общество в процессе социализации.

Каспарова Элина Артуровна -
Главный врач Поликлиники №19 (ГП 19 ДЗМ)
Приём населения:
пн. 15:00-20:00
чт. 09:00-12:00

ГБУЗ ЦЛО ДЗМ Аптечный пункт № 40-3
"Горячая линия" ГП №19: 8 (977) 851-57-76
109451, г. Москва, ул. Верхние поля, д. 34, корп. 4
Оцените статью
Поделиться с друзьями
Городская поликлиника №19 (ГБУЗ №19)
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Adblock
detector